Как научиться программировать на C++

Меня зовут Елена. Я домохозяйка и по совместительству «вечный студент», получающий уже третье высшее. Наверное, это заставляет читателей моего блога советоваться со мной по многим житейским ситуациям.

И даже по таким, как программирование – хотя, если честно, в программировании я до сих пор «чайник». Ну, максимум – уверенный пользователь.

И всё-таки о начальных этапах обучения (так, как они проходили у меня) я рассказать могу. И, возможно, мой опыт будет кому-то полезным.

Это касается и такого специфического языка программирования, как С++. Не самый лёгкий. Не самый распространённый среди любителей.

И требующий, кроме овладения теорией, множества практических занятий. Но зато освоив его, вы освоите язык, на котором работают крупнейшие IT-компании всего мира.

Я не бралась изучение, но могу с уверенностью сказать, что если вы владеете хотя бы одним из языков программирования, то и С++ освоить для вас не составит большого труда.

Так что welcome на видеокурс такого гуру, как старшего разработчика Яндекса Ильи Шишкова, соавтора специализации «Искусство разработки на современном С++», а также я подобрала еще массу интересной информации, в статье ниже.

Содержание

Вступление или Хочу научиться программировать на C++: с чего начать?

Спросите себя «Зачем?» Зачем? — это самый первый и самый главный вопрос, который следует себе задать. И задать его следует в самом начале, что называется, «на берегу». Зачем мне это? Почему я делаю то, что делаю? Почему именно программирование? Почему именно C++?

Осознание собственных мотивов и правильное целеполагание — вот что даст нам честное размышление над этими вопросами и попытка найти ответы.

Научитесь учиться. Используйте эффективные методы обучения — мнемонические приёмы (дворцы памяти, ассоциации, дидактические карточки), интерливинг (вариативное обучение), интервальное обучение, припоминание, осмысление, изложение пройденного материала, выделение ключевых моментов (базовых принципов) в пройденном материале, коллегиальное обучение (парное, например) и т.д.

как вернуть деньги за покупки в интернете
Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то как можно вернуть часть денег за покупки в интернет- магазинах, за покупку билетов и многое другое с помощью кешбэк-сервисов, я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!
Составьте план обучения. Отслеживайте свой прогресс.

Найдите одну из этих книг:

  • Стивен Прата — Язык программирования С++. Лекции и упражнения (2012, 6-е издание)
  • Стенли Липпман, Жози Лажойе, Барбара Му — Язык программирования C++. Базовый курс (2014, 5-е издание)
  • Бьярне Страуструп — Программирование. Принципы и практика с использованием C++. (2016, 2-е издание).
  • Харви М. Дейтел, Пол Дж. Дейтел — Как программировать на C++ (2008, 5-е издание)
  • Эндрю Кёниг, Барбара My — Эффективное программирование на C++ (2002)

Скачайте и установите какую-нибудь удобную бесплатную IDE (например, Code::Blocks, или QtCreator, или же MS Visual Studio 2017), с современным компилятором на борту, поддерживающим текущий стандарт.

Выполняйте упражнения, которые есть в конце каждой главы (в каждой книге, из предложенных мной, они есть).

Научитесь правильно задавать вопросы. Что непонятно, спрашивайте на форуме. Не стесняйтесь показаться глупым неумёхой. Все были начинающими. Как говорится, мы все когда-то учились ходить. Если покажете искренний интерес, и окажетесь вежливым и благодарным собеседником, Вам всегда с радостью помогут. Пользуйтесь поиском. Научитесь формулировать поисковые запросы.

Пишите код. Подробно его комментируйте, буквально пошагово. На первых порах такой подход позволяет самому лучше разобраться в нюансах использования конструкций языка С++ и в дебрях его поначалу весьма нетривиального синтаксиса (пройдёт две-три недели и Вы увидите, как он станет Вам казаться простым и понятным).

Занимайтесь регулярно. Не менее часа каждый день. Если чувствуете, что информация уже не воспринимается, отдохните, не насилуйте себя. Мозгам как и мышцам требуются не только тренировки, но и отдых. Всё хорошо в меру. Лучше если Ваши сообщения на форуме будут наполнены конкретикой. 10 строк своего кода весомее 1000 самых правильных слов — «Talk is cheap. Show me the code!» (c) Linus Torvalds

Старайтесь писать аккуратный код, соблюдайте везде одинаковую величину отступов — код должен быть легко читаемым, в идеале — самодокументируемым, иначе никто не станет в нём разбираться.

Научитесь пользоваться отладчиком, например, GDB (1, 2) или отладчиком студии. Через три-четыре недели, став немного увереннее, пытайтесь помогать новичкам на форуме в тех задачах, которые для Вас уже не представляют большой сложности. Объясняя какие-то вещи другим, сам лучше начинаешь их понимать.

Начните осваивать системы контроля версий. Например, Git (раз и два). Найдите достаточно динамично развивающийся open-source проект и присоединитесь к команде разработчиков. Для начала, попробуйте пофиксить какой-нибудь баг, сделайте pull request (запрос на добавление вашей заплатки в проект).

Читайте профильную литературу. Выработайте свой план чтения. Учите английский язык. Придумайте свой способ быстрого изучения английского или подсмотрите у кого-нибудь. Не важно как Вы это сделаете, главное, сделайте. Вариантов масса. Вот только некоторые из них:

  • общайтесь с носителями языка
  • пойдите на платные курсы английского или запишитесь на серию платных вебинаров
  • играйте в онлайн игры с англоговорящими игроками
  • слушайте лекции по программированию на английском
  • смотрите фильмы, сериалы с двумя звуковыми дорожками — русской и английской, и двумя видами субтитров — русскими и английскими
  • читайте книги (вслух) по программированию на английском
  • переводите английский текст на русский
Помните, Ваш английский должен быть не просто английским, а английским в выбранной Вами предметной области (программирование).

Попробуйте себя в качестве фрилансера. Опыт реальной разработки за реальные деньги в строго ограниченные сроки не заменишь ничем. Опыт моего первого фриланс-проекта (1.5 месяца жёсткого кодинг-марафона) дал лично мне больше, чем всё моё книжное обучение программированию (три увесистых тома по 1000-1200 страниц, три книжки страниц по 400-500, плюс «по диагонали» ещё три-четыре книги) и решение задачек на форуме за предыдущие два года вместе взятые.

Попытайтесь пройти собеседование в реальной компании разработки программного обеспечения. Не огорчайтесь, если с первого раза ничего не получится. Проанализируйте полученный опыт. Постарайтесь выяснить, что Вы сделали правильно, а что нет. Обсудите вопросы из собеседования на форуме с более опытными коллегами. Подтяните те навыки, по которым у Вас идёт просадка. Попытайтесь пройти собеседование ещё раз. Повторять, пока не достигнете успеха.

Верьте в себя. Не Боги горшки обжигают. У Вас всё получится. Не сдавайтесь. Даже если всё плохо, не смейте опускать руки. Берите пример с таких людей, как Tuukka Ojala, Джейсон Беккер или Стивен Хокинг. Если могут бороться они, то можете и Вы. Перестаньте оправдывать свою лень и жалеть себя.

«Не позволяйте своим мечтам остаться просто мечтами!» (с) Shia LaBeouf.

Никогда не прекращайте учиться. Всё время ищите новые возможности, новое знание, новый опыт, интересные задачи. Будьте на острие прогресса. Интересуйтесь новыми веяниями в выбранной Вами области. Будьте любопытным, любознательным, открытым для новых знаний. Старайтесь периодически выходить за пределы своей зоны комфорта, исследуйте «новые территории». Пусть Вашим девизом станет «Что там, за холмом?»

https://www.cyberforum.ru/

С++ как первый язык: путь преподавателя GeekBrains

В мире программирования если не все, то очень многие дороги ведут к Си. Интерпретаторы и компиляторы большинства модных сегодня языков написаны на С/С++. Если вы хотите выжать максимум из любого «железа», программировать роботов, создать свою ОС, свой язык или другую мощную и жадную до ресурсов штуку, надо учить «плюсы». Это де-факто стандарт и в крупных игровых студиях, таких как Electronic Arts и Blizzard.

Но есть ли смысл выбирать С/С++ в качестве первого языка программирования? И откуда взялся вокруг Си ореол неприступности? Я решила обсудить это с преподавателем GeekBrains Иваном Овчинниковым.

Иван начал изучать С++ с нуля в 29 лет. Сейчас ему 33 и он — ведущий специалист и начальник группы программистов в центре разработки информационных систем АО «Российские Космические Системы».

— Иван, в чем, на ваш взгляд, сила «плюсов»? Можно ли сказать, что на сегодня это — «Царь-язык»?

— Я против ранжирования языков, потому что каждый из них решает свои задачи. В целом, языки С/С++ отличает чрезвычайная скорость исполнения и тотальный контроль над происходящим.

Да, можно сказать, что С++ — один из самых влиятельных языков программирования и прародитель многих других ЯП. Это универсальный инструмент, который позволяет подобраться к «железу» ближе, чем любой другой высокоуровневый язык. Вы можете программировать микроконтроллеры и серьезную аппаратуру, ускорять требовательные к ресурсам системы.

— Зачем учить сложный язык, если можно выучить простой? Все наверняка слышали страшилки, что С++ адски сложен и коварен. Что вы об этом думаете?

— Выучить названия всех фреймворков для JavaScript куда сложнее, на мой взгляд!

Прежде всего нужно определиться, зачем вы идете в программирование.

Если у человека программа-максимум — всю жизнь верстать сайты для знакомых или писать попсовые приложеньки для хипстеров, учить С++ совершенно не обязательно. А если вы хотите написать свою операционную систему или программировать роботов, которые полетят в космос и будут кататься по другим планетам — добро пожаловать в С++!

Конечно, С/С++ устроены нетривиально: многое в них не так просто понять и выучить. Но это возможно. И это сильно расширит ваши возможности как программиста.

Опытные разработчики любят пугать новичков «этими жуткими плюсами». Правда в том, что простых языков программирования не бывает, как и простой работы. Любая работа — сложная. Работа программиста — тоже, вне зависимости от выбранного языка. И да, дорогу осилит идущий: если не начать изучать С/С++, они так и останутся невероятно и запредельно сложными.

— Как можно упростить изучение C++ для студентов?

— Понятными объяснениями, которые помогли и мне в свое время. Я ведь стал программистом довольно поздно — в 29 лет. До этого никак не был связан с IT-сферой. Поэтому рассказываю студентам о языке, как рассказал бы себе начинающему.

Есть такой канал на Reddit — ELIF (Explain like I’m five — «Объясни, как пятилетнему»). Так можно сформулировать принцип, по которому я стараюсь доносить до людей сложную информацию, в том числе и про «этот страшный Си».

Еще хочу сказать, что в изучении языка (а оно никогда не заканчивается) я для себя изначально выбрал кратчайший путь — путь практики. И это себя оправдывает.

— Как случилось, что к 30 годам вы решили сменить профессию? И почему начали сразу с трудного языка?

— Решение освоить новую специальность пришло быстро и безболезненно. Мук выбора не было, потому что с прошлой профессией при 12-летнем стаже я зарабатывал что-то около 35 тысяч рублей. Это, в принципе, равнялось зарплате начинающего программиста-стажера. А если учесть, что программирование подразумевало интересные для меня задачи, выбор был очевиден.

Поскольку решение я принимал сам, а не под влиянием рекламы, исследовать рынок и выбирать язык для изучения тоже пришлось самостоятельно. В итоге сделал вывод, что если один раз выучить С, дальше легко освоишь практически любой популярный язык. Ведь почти все они — «наследники Си». Так и произошло.

Сейчас профессионально работаю на Java (Spring, VAADIN, EclipseLink). В быту — для себя — очень люблю писать на Python. Например, когда нужен Telegram-бот с напоминалками и детектором, фотографирующим котиков в кадре веб-камеры.

Есть у меня и кусочек умного дома, созданный с использованием Raspberry PI, и маленькая домашняя бухгалтерия на Django. Плюс всякие смешные поделки на Arduino — вроде новогодней елки.

— Сколько времени потребовалось, чтобы начать зарабатывать программированием?

— На поиск первой работы ушло около полугода. Я пришел к работодателю и выложил все как есть: мне 30 и я совсем без опыта, недавно дошел до изучения указателей в С. Попросился работать «за еду и опыт» — взяли. Через три месяца я полностью влился в коллектив и уже обучал коллег, как пользоваться трекерами задач и git-ом.

Огромным плюсом оказалось то, что я попал в молодой коллектив! Большинство ребят недавно выпустились из институтов: у них были еще свежи общие технические знания, а я мог поделиться с ними жизненным опытом. Получился симбиоз.

К тому же у меня в запасе всегда была и остается интересная история, как один тридцатилетний парень решил перевернуть свою жизнь с ног на голову. Начал учить С++, через полгода после устройства на работу — закрыл свое первое ТЗ, а дальше пошло-поехало…

— Какими были ваши первые проекты?

— Первые мои задачи были типовыми для начинающего программиста: надо было разобраться, как работает «вот этот код, написанный чуваком, который год назад уволился».

Мне поручали мелкие доделки готовых программ для аппаратов, которые недавно вернулись с испытаний.

Опытным разработчикам за такие задачи браться скучно, а мне на тот момент — в самый раз. Мне нравилось, что можно посмотреть на готовый код, сделать что-то полезное, но в глобальном плане ничего не сломать.

— Что считаете самым сложным в изучении С++? Есть какие-то темы, которые, если осилишь, то остальное — не сложнее, чем в других языках?

— На мой взгляд, самые сложные темы в изучении С — это указатели, указатели на указатели и указатели на функции. Если уж про них у вас в голове все встанет на свои места, остальное — детский лепет.

С++ сложно выражает идеи объектно-ориентированного программирования (ООП). Нужно время, чтобы вникнуть, чем отличаются между собой виртуальные, абстрактные, приватные и публичные методы. Еще есть модификаторы видимости и связывания, несколько видов конструкторов и деструкторов. С этим тоже нужно разобраться.

Проблема в том, что учебники и руководства по программированию просто вываливают на студента гору информации и как бы говорят: «Либо ты это все запоминаешь, либо ты бесполезен».

Преподаватели «старой школы» действуют по тому же принципу. Они забывают, каково быть новичком. Что программисту с опытом «интуитивно понятно», то для студента — 100500 новых слов, не подкрепленных опытом и практическими навыками. Студент еще не понимает внутренних механизмов языка и не может увязать их с реальным кодом.

Поэтому при подготовке учебного курса по С++ в GeekBrains мы старались оценить материал глазами новичка, который никогда раньше не программировал.

— Я слышала, что в C++ легко допустить ошибки, которые потом очень сложно найти, потому что в языке нет «защиты от дурака». Так ли это? Или главная сложность все-таки в другом? Если говорить именно об особенностях языка, а не о проблемах мотивации студента.

— Да, когда вы работаете с языками типа С/С++, легко наделать ошибок, которые могут годами себя никак не проявлять. Но они связаны не с самим языком или «защитой от дурака», а, скорее, с невнимательностью программиста.

Возьмем, к примеру, потоки ввода-вывода. Их надо закрывать и в Java/C#, и в C++. Если в Java/C# поток не закрыть, он будет висеть и тормозить программу. Если в C++ поток не закрыть, он будет… Да! Висеть и тормозить. А проявится проблема когда? Когда таких незакрытых потоков наберется сотня-другая.

Так что проблема не в инструменте, а в руках и голове, которые его используют. Но эти «сакральные» знания приходят только с опытом. Никакие курсы и учебники этого не дадут.

— Спрошу как раз о том, что дают курсы. Как вы балансировали учебную программу? У С/С++ очень много применений, а времени на изучение — всего год.

— Конечно, учебная программа будет очень сжатой, потому что, как заметил один мой коллега: «С, как религия — им надо заниматься всю жизнь». Отсюда и акценты — глубокое погружение в основы языка и беглый обзор всех его возможностей. Чтобы и игроделам, и банкирам, и браузерописцам будущим достались полезные знания.

Например, когда вы научитесь писать свои драйверы, можно коснуться и внешних вещей — библиотек и фреймворков, которые пригодятся в работе над конкретными проектами. До веб-разработки вряд ли дотянемся, но будем стараться.

Главное, вы будете понимать, как все работает, и узнаете о разных подходах к решению задач. Это заложит фундамент, на котором вы сможете строить то, что вам интересно. Конечно, придется много трудиться самостоятельно: читать, экспериментировать. Но вы уже не «потеряетесь» в языке.

— Я обратила внимание, что в учебном плане первым курсом идет Linux. Основы работы с этой ОС закладываются еще до уроков С/С++. Понятно, что Linux повлиял на многие платформы, в том числе MacOS и Windows. Но почему в курсе С++ такое внимание именно этой ОС?

— Считаю, что Linux — краеугольный камень в изучении программирования. Без знания этой ОС вы не сможете создавать кроссплатформенные приложения, потому что не будете понимать, в каком окружении им предстоит работать. 96 % устройств в интернете — это UNIX-подобные устройства. Куда без них?

UNIX, который стал родителем Linux и MacOS X, был написан на С. Собственно, С для того и создавали, чтобы написать на нем UNIX. Отсюда и свойства языка — его близость к аппаратному обеспечению. Можно сказать, что история развития современных ОС пересекается с историей языка Cи. И на примере Linux это хорошо видно.

Даже если вы твердо решили программировать исключительно для Windows, знание Linux расширит ваши горизонты: позволит посмотреть на дивный новый мир, от которого вы отказываетесь.

— Иван, спасибо! Что скажете в напутствие своим будущим студентам?

— Если вы повелись на рекламу и пришли в программирование только потому, что тут много денег, — остановитесь. Через пару-тройку лет на нелюбимой работе, которая держит лишь финансово, вы просто свихнетесь от тоски. Но! Если кто-то отговаривает вас становиться программистом, а вы этого очень хотите — игнорируйте мнение этих людей и идите к своей цели. Не пожалеете! Желаю вам заниматься тем, что вам нравится. До встреч!

https://geekbrains.ru

Преимущества C++ как первого языка для обучения программированию

Это статья о том, почему же все-таки стоит выбрать C++ в качестве первого языка программирования для обучения студентов, и немного о проблемах преподавания в ВУЗах. Часть суждения, касающегося процесса обучения, основывается на личном опыте преподавания (три года, во время учёбы в аспирантуре), а также на общении с преподавателями и студентами.

Рассматриваются преимущества языка программирования C++ именно для обучения и с точки зрения лучшего понимания основных концепций. Остальные кандидаты на роль первого языка (Pascal/Python/C#/Java) не рассматриваются, дабы не разжигать холивар. Еще раз отмечу: не для промышленной разработки и не с точки зрения такого субъективного критерия, как удобство.

Написано под впечатлением откровенно рекламного поста «Delphi XE5 как основа для обучения программированию» (на момент написания, доступна только версия «от гугла»).
Для начала, хотелось бы отметить, что для студентов не профильных специальностей вопрос выбора первого языка программирования не рассматривается. Основы алгоритмизации (если они необходимы) можно осваивать хоть на Python, хоть на C++ (Java, C#, Pascal и т.д.).

В данном случае, чем проще язык, тем он лучше: у людей необходимо сформировать хоть какую-то культуру алгоритмического мышления и понимания базовых конструкций. Студентам некоторых специальностей (юридические, экономические, гуманитарные), изучение ЯП совсем не требуется.

Несмотря на всю очевидность написанного выше, многим студентам-экономистам первого курса преподают программирование на Pascal на практических занятиях по информатике. Студентам, которые ещё толком не умеют работать с MS Word. Польза от таких занятий весьма и весьма сомнительна. Точно так же, студентов-математиков могут пару лет учить программировать на C++/C#/Java… но зачем?

Гораздо полезнее для последующего применения своих знаний изучить программы вроде Mathcad, Simulink, Surfer и т.д. Учитывая вышеизложенное, рассмотрим процесс выбора первого языка исключительно для студентов профильных специальностей (например, «Программная инженерия») и смешанных специальностей с уклоном в сторону IT (например, «Прикладная математика и информатика»).

Во-первых, учебный план таких специальностей предполагает достаточное количество лекций и практик (т.к. рассматривается первый язык, учитывается только первый курс): для двух связанных дисциплин (информатика и программирование) около 230 часов, в зависимости от специальности. Во-вторых, наличие заинтересованности и определённого склада ума у студентов.

Такие студенты чаще всего уже пробовали программировать, а возможно даже и написали сайт/игрушку. Две эти причины, в совокупности, дают неплохую базу для начала обучения и понижают порог вхождения для обучения языку. К тому же, выпускникам рассматриваемых специальностей предстоит в дальнейшем работать в индустрии разработки ПО. Следовательно, выбор первого языка для них особо важен.

Почему же C++?

На первом курсе закладывается базис для дальнейшего обучения и формируется подход студента к дальнейшему получению знаний. Язык программирования играет здесь не последнюю роль. Для того чтобы выбрать C++ в качестве первого языка программирования существует четыре причины:

  • Компилируемый язык со статической типизацией.
  • Сочетание высокоуровневых и низкоуровневых средств.
  • Реализация ООП.
  • STL.

Рассмотрим данные причины более подробно.

Компилятор. Тут C++ предстаёт во всей красе. Множество компиляторов, консольные команды, этапы сборки программы… Да, первую программу нужно написать в простом текстовом редакторе без подсветки синтаксиса и автокомплита, найти чем и как её можно запустить. Такой подход формирует у человека некоторое понимание того, как всё устроено:

  • Код программы – это просто текст, который сам по себе не заработает.
  • Компилятор – это отдельная программа, которой надо указать, что и как сделать с исходным кодом, чтобы он превратился в исполняемый файл. Текстовый редактор – это тоже отдельная программа, предназначенная для написания исходного кода.
  • Существуют опции сборки, и существует не один компилятор.
  • Исходный код, написанный программистом, может быть предварительно обработан и изменён (например, препроцессором).

Будущий специалист осознает, что код сам по себе не запускается (в дальнейшем он быть может и заинтересуется, как работает, например, интерпретатор Python или JIT-компиляция). Человек будет задавать себе вопросы: «А почему?», «А в чём отличие?», «Как?». Не будет иллюзий по поводу того, что всё работает по нажатию двух волшебных кнопок или в интерактивной командной строке.

Студент будет знать, что процесс сборки программы можно настроить и что исходный код может быть обработан сторонними программами. В будущем, при использовании IDE, человек будет понимать, что это всего лишь удобный комплекс программ, выполняющий большую часть рутинных операций и в случае недостаточной гибкости от неё можно отказаться или расширить.

Статическая типизация. На примере языка со статической типизацией проще понять, что такое тип данных, зачем он нужен и от чего зависит. Видно, что собой представляет объявление, определение и инициализация. Использование языка C++ даёт это явно увидеть, что способствует дальнейшему пониманию того, как работают эти механизмы в других языках. Помимо этого можно на реальных примерах понять, чем беззнаковые целые отличаются от целых со знаком, чем отличаются числа двойной и одинарной точности, чем отличается символ от строки и т.д.

Высокоуровневые и низкоуровневые средства. Использование таких средств, как указатели и динамическое выделение памяти, позволяет понять (или в дальнейшем способствует пониманию), что такое стэк, куча, стэк вызовов, раскрутка стэка и т.д. Помимо этого, на практике закрепляется понимание концепции адресов и адресной арифметики. На примерах демонстрируется, что память надо выделять, освобождать, потому что она не бесконечная, что существуют утечки памяти. В будущем, при изучении языков с GC проще будет понять, что же это такое.

Отдельно стоит отметить простой механизм передачи значений по ссылке, значению, указателю и перенос объекта. Что такое изменяемые и не изменяемые параметры. В дальнейшем данные концепции могут быть использованы и при изучении других языков. Студент будет понимать, например, что объект в языке N передаётся по ссылке, и если его значение изменить в функции-члене, то оно изменится везде.

Реализация ООП. Это относительно чистая реализация ООП без всякого синтаксического сахара (относительно некоторых других языков). Чётко разграниченные уровни доступа к членам класса, возможность множественного наследования и динамический полиморфизм дают возможность быстро усвоить основные концепции ООП (абстракция, наследование, инкапсуляция и полиморфизм).

Указатели и динамическое выделение памяти позволяют наглядно понять такие важные механизмы, как upcasting и downcasting. В дальнейшем, основываясь на этих знаниях, легко можно понять весь синтаксический сахар в других языках. Необходимость контроля ресурсов (в том числе и «правило трёх» или уже «правило пяти», с учётом C++11), захват их в конструкторе и освобождение в деструкторе также способствуют более глубокому пониманию ООП.

Стоит отметить такой важный момент, как не принудительное ООП. То есть данный подход к программированию применяется тогда, когда это удобно, и его можно смешивать, например, с функциональным программированием. Это способствует формированию понимания того, что средства реализации выбираются исходя из задачи.

STL. Сама по себе концепция шаблонов C++, генерации кода и применения широкого спектра алгоритмов к различным контейнерам положительно влияет на процесс обучения. Здесь все на поверхности и понятно, почему можно создать вектор целых чисел и вектор пользовательских объектов на основе одного класса-контейнера.

Почему можно применить некоторую операцию к последовательности объектов или как отсортировать объекты, для которых не предусмотрена встроенная операция сравнения. Можно понять, как осуществляется доступ к элементам, и узнать о категориях итераторов. Помимо этого закрепляется понимание обобщённого программирования.

Немного о проблемах обучения

Процесс обучения, пожалуй, одна из наиболее существенных преград, для того, чтобы реализовать все то, о чём написано в предыдущем пункте. Вероятно, этот вопрос не касается топовых IT-вузов, но если взять рядовые образовательные учреждения, то ощущается дефицит квалифицированных кадров и слабая мотивация студентов.

Для большей части практических дисциплин редко привлекаются специалисты, занимающиеся непосредственно разработкой ПО. Например, человек, который не применял STL в реальных проектах, вряд ли сможет объяснить, как это делать, и главное зачем.

Так же, как и преподаватель, искренне считающий, что программирование на Delphi с формочками уже есть самое настоящее ООП, учитывая, что весь код (без намёка на собственные классы, абстракцию и инкапсуляцию) пишется в обработчике нажатия на кнопку с очень понятным именем «Button1», не способствует процессу обучения.

Проблемы есть и со стороны студентов, которые толком не поняли, куда и зачем они поступили. Многие студенты, не имеют мотивации к дальнейшему обучению и пониманию, а также и к самообразованию. Не смотря на то, что такие студенты и преподаватели прекрасно дополняют друг друга, в конце обучения не получится специалист, претендующий на junior-вакансию.

Заключение

В настоящий момент в мире разработки программного обеспечения сложилась ситуация, что в цене знание определённых технологий и опыт их применения, а не понимание. Современному обществу необходимо много программистов, которые могут выполнять строго определённые функции.

Отчасти этому способствуют и развивающиеся технологии разработки. Возможно, что большая часть разработчиков, умеющих просто пользоваться определённым набором инструментов, никогда не столкнётся с «законом дырявых абстракций». Однако людям, претендующим на должности ведущих разработчиков, занимающихся оптимизацией и вопросами архитектуры, необходимо более глубокое понимание того, как всё устроено. Одним из факторов, приводящих к такому пониманию, может отказаться и верный выбор первого языка программирования.

На основании этого, язык C++, являющийся статически типизированным, компилируемым, поддерживающий низкоуровневую работу с памятью и не перегруженную синтаксическим сахаром реализацию ООП, можно рекомендовать в качестве первого языка программирования.

https://habr.com

10 лучших сред разработки на C++

Сред разработки на C++ очень много, и для каждой цели есть своя, особенная IDE. Здесь находятся 10 самых популярных сред разработки и редакторов исходного кода для C++.

Microsoft Visual Studio

Если Xcode – любимая среда разработки Apple, то Visual Studio – это среда разработки от Microsoft. Visual Studio в основном известна для написания приложений, включающих в себя .NET. Это полный набор инструментов, позволяющий произвести точную отладку и настройку приложения. Есть как Community-версия, так и PRO.

Visual Studio предназначена не только для разработчиков на C++, но также поддерживает многие другие популярные языки, такие как C#, Visual Basic и F#.

Visual Studio предлагает множество функций, некоторые из которых:

  • интеллектуальное автодополнение кода;
  • дизайнер графических форм (GUI);
  • простая в использовании навигационная система.

Вы можете использовать IDE для разработки компьютерных программ для Microsoft Windows, а также веб-сайтов, веб-приложений и веб-сервисов.

Xcode

Xcode – это не просто интегрированная среда разработки, а полный набор инструментов для разработки программного обеспечения, созданных Apple для разработки программного обеспечения для MacOS, iOS, WatchOS и tvOS.

Xcode – лучшая IDE для Mac хотя бы потому, что она создана разработчиками операционной системы. Поэтому, если вы являетесь разработчиками под платформы Apple, эта среда для вас.

Функции Xcode:

  • создание приложений под все Apple платформы;
  • автодополнение кода;
  • удобная работа с GUI.

NetBeans

Хотя NetBeans славится разработкой на Java, это также одна из лучших сред разработки на C++ как для Windows, так и для Mac с Linux.

У NetBeans также есть много готовых шаблонных проектов для C и C++, которые можно использовать в качестве основы для ваших приложений. NetBeans был написан с использованием Java, он также может быть использован для проектов PHP и HTML5. Идеально подходит для начинающих, но и опытные программисты часто используют его.

Плюсы NetBeans:

  • это ПО о открытым исходным кодом;
  • разработан и поддерживается компанией Oracle;
  • мультиплатформенная поддержка;
  • поддержка визуализированного создания GUI-имнтерфейсов;
  • простота установки и использования;
  • поддержка Qt Toolkit;
  • поддержка удаленного развития;
  • легкая файловая навигация.

Eclipse

Eclipse – еще одна простая в использовании и при этом мощная IDE для C и C++. Между Eclipse и NetBeans мало различий, но все же Eclipse является более быстрой средой разработки.

Плюсы Eclipse:

  • простота установки и использования;
  • бесплатный и открытый источник;
  • поддержка нескольких платформ;
  • мощный движок создания GUI-интерфейсов;
  • удаленный системный проводник.

CodeLite

CodeLite – это еще одна бесплатная и быстрая IDE для программирования на C и C ++. CodeLite также поддерживает разработку на PHP и JavaScript.

Функции CodeLite:

  • мультиплатформенная поддержка;
  • встроенная поддержка GCC/clang/VC++;
  • CodeLite обладает удивительно быстрым и мощным инструментом завершения кода из-за собственного анализатора;
  • поддержка профилирования, рефакторинга;
  • анализ статического кода и браузер классов.

Qt Creator

Qt Creator – самая известная среда разработки для создания графических приложений. Если вы собираетесь создать хорошее приложение с графическим интерфейсом, Qt Creator станет для вас идеальным выбором.

Проблема в том, она платная. Не беспокойтесь, есть версия с открытым исходным кодом, которая распространяется бесплатно. Если вы новичок, то вы вряд ли будете распространять ее за деньги, и тогда платная лицензия просто не нужна.

Некоторые из функций Qt Creator:

  • простой и удобный конструктор GUI-форм;
  • кроссплатформенность;
  • поддержка отладки, компиляции, профилирования, автозаполнения кода и рефакторинга;
  • поддержка анализа статического кода;
  • быстрый компилятор Qt;
  • визуализация данных Qt;
  • Qt Quick 2D Renderer;
  • Qt WebView;
  • Qt Virtual Keyboard.

Code::Blocks

Codeblocks – это еще одна свободная и открытая среда IDE для C и C++, написанная с использованием GNU C++. Главный плюс – кроссплатформенность программы. CodeBlocks также можно использовать для языков c и Fortran.

Некоторые из функций CodeBlocks:

  • простая и быстрая установка;
  • наличие портативной версии;
  • удобный конструктор GUI-форм;
  • встроенная возможность создания блок-схем.

Dev-C++

Dev-C++ – это бесплатная интегрированная среда разработки с открытым исходным кодом, написанная в Delphi для Windows. Это легкая IDE, которой требуется всего на пару минут для установки. Это – лучшая среда разработки для новичков, в ней можно установить плагин для создания GUI-интрефейсов методом перетаскивания элементов.

Некоторые из возможностей Dev-C++:

  • малый вес;
  • простая в использовании панель инструментов;
  • автозавершение кода;
  • горячие клавиши для компиляции и запуска, например F9 и F10;
  • простая установка.

CLion

Это отличная среда разработки на C++, созданная известной компанией JetBrains. Она поставляется с некоторыми замечательными функциями, такими как “Smart Editor” , “Code Analysis”, “Embedded Termina”l.

CLion – платная программа, не имеющая бесплатной версии, однако вы можете получить пробную версию в течение 30 дней, чтобы проверить ее.

Возможности CLion:

  • удобное создание визуализированных интерфейсов;
  • наличие инструментов для удобного создания код а и отладки;
  • возможность установки плагинов;
  • поиск ошибок в коде в Live-режиме.

Geany

Geany – легкая, быстрая, кроссплатформенная среда разработки не только на C++, но и на многих других языках. Да, тут нету множества инструментов, но функционала программы хватит для отладки и сборки даже большого проекта.

Некоторые функции Geany:

  • простое управление проектами;
  • сворачивание кода;
  • автодополнение кода.

Заключение

В первую очередь выбор IDE зависит от уровня программирования. Для новичков лучшие среды разработки – это Dev-C++ и Code::Blocks. Для продвинутых же лучше всего подойдут Qt Creator и CLion. Также учитывайте вашу ОС: не все среды кроссплатформенны.

https://zen.yandex.ru/

Общие сведения о языке программирования С++

Что такое язык программирования?

Язык программирования — формальный язык, предназначенный для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (обычно — ЭВМ) под её управлением.
Программой называют алгоритм составленный на языке исполнителя. Далее под исполнителем мы будем понимать ЭВМ* (электронно-вычислительную машину).

Примечание. Следует учитывать, что программы составляются не только для компьютеров.
Язык программирования (формальный язык) отличается от естественных языков тем, что предназначен для управления ЭВМ, в то время как естественные языки используются, для общения людей между собой. Большинство языков программирования использует специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.

Со времени создания первых программируемых машин человечество придумало более восьми тысяч языков программирования (включая эзотерические, визуальные и игрушечные). Каждый год их число увеличивается. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные программисты могут владеть десятком и более разных языков программирования. (Подробнее)

Язык программирования С++

C++ (читается си-плюс-плюс) — компилируемый, статически типизированный язык программирования общего назначения, на котором можно создавать программы любого уровня сложности.

Более 20 лет этот язык находится в тройке самых популярных и востребованных языков программирования. (В этом можно убедиться, посетив сайт TIOBE).
Язык возник в начале 1980-х годов, когда сотрудник фирмы Bell Labs Бьёрн Страуструп придумал ряд усовершенствований к языку C под собственные нужды.

Bjarne Stroustrup – создатель языка C++

Страуструп решил дополнить язык C возможностями, имеющимися в языке Симула. Язык C, будучи базовым языком системы UNIX, на которой работали компьютеры Bell, является быстрым, многофункциональным и переносимым. Страуструп добавил к нему возможность работы с классами и объектами. В результате практические задачи моделирования оказались доступными для решения как с точки зрения времени разработки (благодаря использованию Симула-подобных классов), так и с точки зрения времени вычислений (благодаря быстродействию C).

В 1998 году был опубликован первый стандарт языка, известный как C++98, разработанный комитетом по стандартизации. C++ продолжает развиваться, чтобы отвечать современным требованиям. Одна из групп, разрабатывающих язык C++ и направляющих комитету по стандартизации C++ предложения по его улучшению — это Boost, которая занимается, в том числе, совершенствованием возможностей языка путём добавления в него особенностей метапрограммирования. Последний стандарт вышел в 2017 году и носит наименование С++17. Следующий стандарт не заставит себя долго ждать и появится, как ожидают, в 2020 году.

Никто не обладает правами на язык C++, он является свободным. В марте 2016 года в России была создана рабочая группа РГ21 С++. Группа была организована для сбора предложений к стандарту C++, отправки их в комитет и защиты на общих собраниях Международной организации по стандартизации.

С++ – это мультипарадигмальный язык (от слова парадигма – стиль написания компьютерных программ), включающий широкий спектр различных стилей и технологий программирования. Часто его причисляют к объектно-ориентированным языкам, но, строго говоря, это не так. В процессе работы разработчик получает абсолютную свободу в выборе инструментов для того, чтобы задача, решаемая с помощью того или иного подхода, была решена максимально эффективно. Иными словами, С++ не понуждает программиста придерживаться только одного стиля разработки программы (например, объектно-ориентированного).

Синтаксис C++ унаследован от языка C. Одним из принципов разработки было сохранение совместимости с C. Тем не менее, C++ не является в строгом смысле надмножеством C. Со временем, практическая совместимость между языками C и C++ постепенно будет утрачиваться, так как языки разрабатывают разные группы по стандартизации, не взаимодействующие друг с другом.

C++ повлиял на многие языки программирования, в их числе: Java, C#, D. C++ имеет богатую стандартную библиотеку, которая включает в себя распространённые контейнеры и алгоритмы, ввод-вывод, регулярные выражения, поддержку многопоточности и другие возможности. За время своего существования за языком С++ закрепились устойчивые мифы, которые легко опровергаются.

Алфавит языка (п. 3.1.1)

Алфавит языка C++ составляют символы включенные в 7-битную кодировку ISO 646/ECMA-6: space, !, «, %, &, (, ), *, +, -, ., /, 0..9, :, ;, <, =, >, ?, A..Z, _, a..z. Тем не менее, часть символов, используемых в алфавите C++, не входит в кодовую базу этой кодировки: {, }, [, ], #, \, ^, |, ~.

Лексема

Символы алфавита образуют лексемы. Лексема (token) – это минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл. Лексемы – формируют базовый словарь языка, понятный компилятору. Всего существует пять видов лексем:

  • Ключевые слова (keywords)
  • Идентификаторы (identifiers)
  • Литералы (literals)
  • Операции (operators)
  • Знаки пунктуации (разделители, punctuators)

Лексемы (как и слова в естественном языке) разделяются непечатаемыми (пробельными) символами (пробел, символы табуляции, перевода строки, возврат каретки, перевода страницы) и знаками пунктуации: [, ], (, ), {, }, *, ,, :, =, ;, …, #.

Ключевые слова

Ключевые слова (уч. – служебные слова) – это лексемы специального назначения. Они зарезервированы, использовать их в качестве идентификаторов (имен объектов программы) запрещено. Список ключевых слов см. в методичке (Таблица 3).

Идентификаторы

Идентификатор – это имя программного объекта: переменной, константы, массива, функции, класса и т. п. В идентификаторах могут использоваться латинские буквы, цифры и знак нижнего подчеркивания ( _ ). В C++ различаются строчные и прописные буквы (т. е. имена регистро-зависимы), так: Name, name и NAME – это разные идентификаторы. Правила использования идентификаторов:

  • можно использовать латинские символы: A..Z, a..z;
  • можно использовать арабские цифры: 0..9 и символ нижнего подчеркивания, но не в начале;
  • пробелы в имени не допускаются;
  • не рекомендуется начинать с нижнего подчеркивания или с двух нижних подчеркиваний и заглавной буквы, например: _S (такие идентификаторы имеют специальное назначение);
  • двойное подчеркивание используется только для служебных целей to__boo
  • не допускается использования ключевых слов;
  • необходимо воздерживаться от использования ключевых слов, как части имени, например: for_and_if (за исключением наименования типов)

При составлении имен желательно придерживаться какого-либо стиля, например, стиля CamelCase: имена пишутся слитно, каждое слово, описывающее назначение идентификатора, пишется с заглавной буквы. Этот стиль используется в двух вариантах: UpperCamelCase и lowerCamelCase. Первый используется для именования классов, второй для прочего: переменных, методов и т.п.

Литералы

Литералы, иначе константы – это неизменяемые величины. Примеры различных констант:

Целые

0, -1, 10000

По умолчанию целочисленные лексемы имеют тип int.

Представление целых литералов в различных системах счисления:

  • Двоичной: 0b1010, 0B111100111
  • Восьмеричной: 01, 020, 07155
  • Шестнадцатеричной: 0xA, 0x1B8, 0X00FF

Действительные

С фиксированной точкой: 5.7, .001, -35., 0.0. С плавающей точкой (экспоненциальный): -0.2E6, .11e-3, 5E10, 2.e-10. По умолчанию они имеют тип double.

Примечание: стандарт C++14 ввёл использование апострофа для произвольного разделения разрядов в числовых литералах: 0b0100’1100’0110, 0.000’015’3

Символьные

Один или два символа заключенные в апострофы: ‘S’, ‘щ’, ‘\t’, ‘\012’, ‘\x07\x07’, ‘db’

Примечание: к символьным константам относятся специальные управляющие символы (escape-последовательности).

Escape-последовательности

Escape-последовательности (или управляющие последовательности) используются для описания определённых специальных символов внутри строковых литералов, то есть внутри ограничителей «». Полный список приведен в методичке (Таб. 12). Вот некоторые из них:

  • \n – новая строка
  • \t – горизонтальная табуляция
  • \v – вертикальная табуляция
  • \0 – нулевой символ

Например: «Ветер на море гуляет\nИ кораблик подгоняет;\nОн бежит себе в волнах\nНа раздутых парусах.»

Строковые

Последовательность символов, заключенные в кавычки: «Hello world!», «Здесь был Вася :-))» В стандарте C++17 символьные литералы представлены в единой кодировке UTF-8.

Примечание: к строковому литералу автоматически добавляется признак конца строки (‘\0’).

Прочие

Булевские (логические): false, true и другие, с которыми мы познакомимся позднее.

В заключение добавим, что целые, действительные и строковые литералы используют специальные суффиксы, приказывающие компилятору изменить представление типов данных (используемых по умолчанию), примеры использования суффиксов мы покажем во время более близкого знакомства с типами данных.

Комментарии

Комментарии служат для описания и документирования исходного кода. В C++ применяются два вида комментариев: многострочный и однострочный. Например:

/* Многострочный комментарий часто используется
для заголовков в описании исходного кода */

// Однострочный комментарий используется в пределах одной строки
// но также может быть использован для описания алгоритма

В комментариях можно использовать любые, доступные в среде, символы – компилятор игнорирует содержимое закомментированного блока или строки.

Типы данных (п. 3.1.2)

Описание фундаментальных (уч. – простых) типов см. в методичке (Таблицы 6, 7 и 8).

Структура программы на языке C++

Для составления программы необходимо создать текстовый файл с именем main.cpp (он создается автоматически, если вы создаете проект в интегрированной среде программирования Code::Blocks).

В С++ main() называется главной функцией программы. В ней осуществляется реализация основного алгоритма программы: вызовы функций, обращения к объектам библиотечных и пользовательских классов, инициализация, ввод и вывод данных, взаимодействие с операционной системой.

После компиляции и запуска этой программы появится консольное окно содержащее только служебную информацию от среды разработки. Поскольку в теле главной функции не реализован какой-либо алгоритм, то и программа не выводит никаких полезных данных.

Для вывода строки нам потребуется включить (с помощью директивы #include) библиотечный класс iostream, содержащий функции ввода/вывода. Исторически так сложилось, что библиотечный класс ввода/вывода автоматически не включается в программу.

Для вывода символьной строки необходимо использовать объект потока cout и операцию вставки “<<” (два символа “меньше”, следующих друг за другом, без пробела). Символьная строка должна быть заключена в двойные кавычки. Завершает вывод данных манипулятор endl (end line – конец строки). Заканчивается программа инструкцией return (возврат значения).

Инструкция return является необязательной (поскольку программа, в случае её отсутствия, будет возвращать значения операционной системе не явно). Но мы возьмем за хороший навык всегда использовать эту инструкцию в конце программы. Возвращаемое значение – 0 (признак успешного завершения). Обратите внимание, что любая инструкция (предложение языка) в C++ должно заканчиваться точкой с запятой.

Объявление

using namespace std;

говорит о том, что мы будем использовать пространство имен стандартной библиотеки (STD). Это позволит сделать код более лаконичным. В противном случае, строка 5 выглядела бы следующим образом:

std::cout << «Здравствуй, мир!» << std::endl;

Операция присваивания (п. 3.4.1)

Для операции присваивания в C++ используется символ ‘=’

http://inf-w.ru

Первая программа на C++ — Hello World

Обычно, первая программа на любом языке программирвания — Hello World. И мы не будем отступать от этой традиции. Hello World просто выводит строку текста. Начнём сразу с кода. У нас будет две версии. Одня для GCC (или любого другого компилятора), и одна для Visual C++ 2017. Код для GCC может выглядеть вот так:

#include <iostream> int main() { cout << «Hello World\n»; return 0; }

Если вы создадите проект в Visual Studio, то увидите одно небольшое различие:

#include «pch.h» #include <iostream> int main() { std::cout << «Hello World!\n»; }

Visual Studio добавляет первую строчку кода ко всем проектам. Оставшаяся часть программы совпадает с GCC версией. Для разных платформ (операционных систем) мы можем использовать один и тот же код. Но для каждой платформы нам потребутеся отдельная компиляция.

#include — директива препроцессора (include — включить, вставить). Она говорит компилятору вставить в данном месте содержимое определённого файла. pch.h и iostream — это имена файлов. Мы включаем так называемые заголовочные файлы (header files) — в следующих уроках мы разберём заголовочные файлы подробно. Кратко, заголовочные файлы позволяют использовать уже готовый код. Мы можем использовать cout только если включим iostream. iostream позволяет использовать ввод/вывод (input/output, i/o) в наших программах.

Затем идёт int main() — эта строка должна быть в каждой программе. main — имя функции. Это также точка входа в программу. Когда мы запускаем исполняемый файл (.exe в Windows), операционная система ищет main и выполняет код, находящийся в фигурных скобках. Синтаксис всегда одинаковый: int main(), затем фигурные скобки, а в фигурных скобках мы пишем программу. Круглые скобки после main пока пустые, но они тоже могут содержать что-то — мы обсудим это позже.

Чтобы напечатать строку текста, нужно использовать cout. std — это пространство имён (namespace), которому принадлежит cout. std::cout — мы говорим компилятору проверить пространство имён std и найти там cout. << это оператор вставки (insertion operator). Он берёт то, что находится в правой части и помещает в левую. Т.е. он берёт строку «Hello World!\n» и помещает её в cout.

Результат — мы видим текст Hello World! на экране. Обратите внимание, что мы используем двойные кавычки, а также специальный символ \n — он не будет виден на экране, \n говорит консоли перевести строку. В конце строки с кодом мы ставим точку с запятой.

Последняя строка возвращает управление окружению (операционной системе) и программа завершается.

Комментарии в C++Первоё, с чем мы познакомимся — комментарии. Взглянем на код:

/* Hello World.cpp Эта программа печатает текст */ #include <iostream> // включить iostream // Главная (Main) функция программы int main() { cout << «Hello World\n»; // напечатать текст return 0; // конец программы }

Я добавил несколько комментариев. Комментарий — это текст, который компилятор проигнорирует, поэтому мы можем поместить туда ремарки для коллек или для себя. Комментарий, который начинается с //, действует до конца строки. Комментарий /* */ — может иметь несколько строк.

Стандартное пространство имён — Standard namespace

На данный момент нам нужно писать std:: перед любым объектом стандартного пространства имён. Мы будем использовать разные пространства имён: Windows, DirectX. Мы можем указать какое пространство имён мы используем в программе. Для этого нужно добавить строчку using namespace std; перед main:

#include <iostream> using namespace std; int main() { cout << «Hello World\n»; return 0; }

Теперь мы можем использовать просто cout (или любой другой объект из стандартного пространства имён).

Заключение

Мы написали нашу первую программу. Теперь нужно её скопилировать.

Упражнения

  • Скомпилируйте и запустите программу Hello World
  • Выведите любую другую строку

https://about-prog.com

C vs C++: Полное сравнение языков программирования

Даже по сей день, несмотря на наличие множества простых для освоения языков программирования, многие традиционные образовательные учреждения до сих пор обучают таким языкам как C или C++ в качестве обязательных курсов. Конечно, это имеет свои недостатки (даже не затрагивая сам спор C vs C++), но многие опытные разработчики считают, что это самый оптимальный способ обучения программированию.

Аргументом является то, что даже если эти языки сложнее, чем тот же Python или Java, они помогут новичкам сформировать прочный фундамент и предоставить более детальное понимание процессов программирования.

Но даже если популярность двух вышеупомянутых языков программирования очевидна, многие люди до сих пор не знают отличие С от С++. Что же, в этой статье мы проведём детальное сравнение C vs C++. Мы начнём с общего обзора программирования, а затем расскажем про каждый из языков в отдельности. После этого мы определим критерии для анализа, а уже затем проведём сравнение C vs C++.

Введение

Для некоторых программирование говорит само за себя, но не каждый уверен в том, что хочет начать его изучать. Зачем вообще стараться осваивать программирование, когда в мире есть другие, более простые и менее времязатратные специализации? Подобного рода мысли могут посеять сомнения у любого человека, особенно, если вы только начинаете свой путь в этой сфере. Перед тем как начать наше сравнение C vs C++, давайте поговорим о самых распространённых причинах, по которым люди начинают изучать программирование.

Для начала, востребованность специалистов. Ни для кого не секрет, что сфера информационных технологий в общем, предлагает множество вариантов для трудоустройства. Причины этого очень просты. С постоянным развитием индустрии технологий и появлением новых технологий почти каждый день, вроде разработки AI, науки о данных, программирование становится всё более популярным.

Поэтому, благодаря этой популярности, увеличивается и спрос на надёжных и профессиональных специалистов в этой сфере. Хватит лишь беглого взгляда на рынок труда, чтобы понять, подобный тренд на специальности программирования будет держаться довольно долгое время.

Другим преимуществом программирования является зарплата. Конечно, различные языки программирования предоставляют разные возможности в плане заработной платы, но программирование в целом считается одной из самых прибыльных профессий в мире. Это правда, что обучение и получение опыта в сфере программирования требует много времени, но затраченное вами время явно стоит заработной платы, которую вы будете получать.

Если вы не хотите изучать программирование только из-за карьерных возможностей, то эти навыки могут стать отличным дополнением к вашей текущей работе. Во-первых, предлагаемая программированием гибкость не сравнима ни с чем – знания хитростей и сложностей кодинга откроет перед вам множество дверей – начиная от работы на фрилансе и заканчивая созданием ваших собственных проектов. Кроме того, обучение программированию поможет вам стать более дисциплинированным и терпеливым!

Итак, мы уже познакомились с преимуществами сферы программирования, настало время перейти к основной теме нашего руководства C vs C++. Однако перед этим, давайте расскажем о каждом языке в отдельности. Начнём с C.

С

C — это системный язык программирования общего назначения. Даже само определение говорит о том, что данный язык уникален и выделяется среди других популярных языков программирования. Каким образом? Просто являясь системным языком программирования.

Это означает то, что C чаще всего используется для программирования системного обеспечения, например, программы самого компьютера. Другими словами, C используется для создания программ, которые затем используются для работы компьютера. Это в какой-то степени объясняет тот факт, что C считается одним из самых сложных языков программирования в мире.

C был создан и разработан в 1972 году компьютерным специалистом Деннисом Ритчи. С тех пор он стал самым культовым языком программирования. Как мы упомянули ранее в этом руководстве по C vs С++, многие люди до сих пор имеют мнение, что вне зависимости от контекста, C должен быть первым языком программирования для изучения.

Эту идею в основном поддерживают ветераны индустрии – несмотря на то, что в данный момент трендом являются более простые для изучения и удобные языки программирования, эти люди считают, что при подобном подходе вы теряете все возможности развить ваше логическое мышление и упускаете саму суть программирования.

Если мы говорим про отличие С от С++, то для начала стоит отметить тот факт, что C++ является одним из ответвлений C. Это означает, что C можно назвать прародителем языка C++ и последний унаследовал от него основные особенности.

Итак, чтобы принять решение относительно нашего выбора между C или C++, давайте теперь поговорим про C++.

C++

Также как и C, C++ — это язык программирования общего назначения. Он был создан в 1979 году (спустя 7 лет после создания C) Бьёрном Страуструпом, и в основном используется для создания сетей, игр и других компьютерных приложений.

Самым главным отличием C++ от C является то, что этот язык программирования (по большей части) является объектно-ориентированным, тогда как C является процедурным. Поскольку C в основном используется для разработки компьютерных систем, то это различие не является критичным, но если говорить об определённом типе разработки (например, разработке компьютерной программы), то C++ будет более применимым, нежели C. Позвольте мне объяснить почему.

Если язык программирования объектно-ориентирован (будь-то полностью или частично), он считается адаптируемым. Это означает, что язык быстр и эффективен, поэтому может считаться одним из лучших. В случае с C vs C++, C++ ориентирован на объекты и данные, нежели действия и логику (что сложилось исторически). Объектно-ориентированное программирование позволяет языку сфокусироваться на самом объекте, игнорируя менее важные детали в процессе.

Хотя в большинстве случаев, C++ очень похож на C. Они оба легки, имеют ручное управление памятью и могут использоваться для программирования практически всего.

Учитывая сказанное, теперь вы должны иметь некоторое представление о каждом из языков. Теперь давайте определим критерии для сравнения C vs C++.

Критерии Сравнения

При сравнении двух языков программирования (будь-то C vs C++ или любых других), есть несколько вещей, на которые нужно обратить внимание. В основном всё это сводится к вашим личным предпочтениям, но вам всё равно нужно иметь некоторую информацию для определения этих предпочтений, ведь так?

Чтобы определить какой язык лучше вам подходит C или C++, мы выбрали три ключевых аспекта, которые важны для любого языка программирования. Конечно, существует гораздо больше аспектов при выборе языка программирования, но мы достигнем объёма книги про Гарри Поттера, если попытаемся охватить их всех в этом руководстве.

Три основных фактора, которые мы выбрали, это скорость, популярность и возможная зарплата. Давайте кратко расскажем о каждом из них, перед тем как перейти непосредственно к сравнению C vs C++.

Скорость

Скорость несомненно является одним из самых важных аспектов языка программирования. Говорим ли мы о C++ или Python, скорость всегда должна быть на первом месте. И этому есть своя причина!

В последнее время было много споров относительно “скорости” языков программирования. Сейчас распространено мнение, что хороший язык программирования должен быть быстрым – как для экономии времени, так и для общей эффективности. С другой стороны, некоторые опытные программисты заявляют, что фактор скорости уже не так важен, как это было, скажем, 10 лет назад.

На сегодняшний день современные процессы способны компенсировать недостатки медленных языков. Хотя статистика всё равно говорит иное – самые распространённые языки программирования (среди прочего) обладают очень быстрой скоростью.

Популярность

Да, это не связано с функциональностью языка напрямую, но это действительно важно с другой точки зрения. Для этого существует две основные причины.

Для начала, по крайнер мере, когда это касается сферы программирования, популярность является признаком качества. Если язык программирования популярен, то, скорее всего, он будет… что же, качественным. Так как сфера программирования постоянно развивается и изменяется, то у разработчиков нет времени и мотивации на постоянное преследование последних трендов. По этой причине, только по-настоящему полезные и эффективные языки программирования достигают вершин популярности.

Более того, если язык программирования популярен, то вы можете быть уверены — он обладает огромным сообществом программистов. Это означает возможность постоянного взаимодействия, нескончаемое количество полезной информации (если вы не хотите тратить время на традиционное обучение), различные сообщества и многое другое. Нет ничего более сложного и удручающего, чем изучение нового языка программирования без возможности найти о нём информацию в сети.

Заработная Плата

Мы уже затрагивали эту тему в начале руководства C vs C++, но различные языки программирования предлагают разные заработные платы. Само различие зависит от нескольких ключевых факторов – сложности языка, его полезности, популярности и насколько востребованным будет данный язык для вашей работы. И несмотря на то, что сфера программирования оплачивается очень хорошо, различие в размерах заработной платы (в зависимости от языка программирования) могут быть очень существенными.

C vs C++

На данный момент, у вас уже должен быть заложен определённый фундамент, чтобы мы смогли сравнить два этих невероятных языка программирования. Ранее в этом руководстве мы успели рассмотреть общий концепт программирования, нашли отличие C от C++, а также определили критерии сравнения.

Чтобы вам было проще, давайте уделим для каждого из критериев отдельный раздел, чтобы провести детальное сравнение C vs C++
.

Какой Язык Быстрее?

В последнее время разгорелось множество дискуссий, относительно того, какой язык быстрее C или C++. Хотя чаще всего можно встретить мнение, что C лишь немного быстрее C++. Однако ситуация была совсем иной некоторое время назад – если бы вы задались этим же вопросом пять или десять лет назад, то несомненным победителем был бы C. С современными технологиями разница между этими двумя языками стала очень незначительной.

Какой Язык Популярнее?

Этот аспект очень субъективен и определить явного победителя в противостоянии C vs C++ не так то просто. Оба языка имеют огромную фанатскую базу, а количество информации, доступной в сети, просто невозможно сосчитать.

Какой Язык Предлагает Лучшую Заработную Плату?

По данным Payscale.com, средняя зарплата разработчика на C за год составляет $90,000 USD или $7500 USD в месяц. В противоположность этому годовая зарплата разработчика на C++ равна $95,000 USD или почти $7920 USD в месяц (но уже по данным Glassdoor.com).

Несмотря на то, что разница не очень ощутима, кажется, что разработчик на C++ может ожидать более высокую зарплату, чем свой визави. Это можно объяснить тем, что C++ более сложен в изучении и чаще всего используется в индустрии разработки игр. Хотя в общем оба показателя выглядят очень привлекательно!

Заключение

Какую сторону в противостоянии C VS C++ примите вы, целиком и полностью зависит от ваших предпочтений. Каждый из этих языков откроет перед вами массу возможностей – здесь всё сводится к вашим причинам начать изучать программирование. Надеемся, что данная статья C VS C++ была для вас полезна. Удачи в изучении!

https://ru.bitdegree.org

2 комментария

  1. Учиться программировать в наше время то же самое, что и в детстве учиться ходить — жизненно необходимо. Языков программирования множество, которые в свою очередь предназначены для решения определенной проблемы. В данной статье верно отображено, так скажем, противостояние языков C и C++ и каждый вправе выбрать свой. Эта статья поможет как и начинающему программисту в выборе языка программирования, так и закоренелому.

  2. Учиться программировать в наше время то же самое, что и в детстве учиться ходить — жизненно необходимо. Языков программирования множество, которые в свою очередь предназначены для решения определенной проблемы. В данной статье верно отображено, так скажем, противостояние языков C и C++ и каждый вправе выбрать свой. Эта статья поможет как и начинающему программисту в выборе языка программирования, так и закоренелому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *